№
|
Типичные способы постановки целей
|
Примерные формулировки
|
Оценка эффективности способа
|
1
|
Определение целей через изучаемое содержание.
|
«Изучить явление…», «Изучить теорему…»
|
Минус: не является инструментальным, не ясен результат.
|
2
|
Определение целей через деятельность преподавателя
|
«Ознакомить с …», «Объяснить …», «Рассказать о…»
|
Минус: сосредотачивает внимание учителя на своих действиях, не определен результат.
|
3
|
Постановка целей через деятельность учащихся
|
«Решение задачи…», «Выполнение упражнений…»
|
Минус: акцентирует внимание на внешней стороне деятельности, не обозначены ее следствия – изменения в развитии ученика.
|
4
|
Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного развития обучающихся.
|
«Формировать умение…», «Развивать познавательную самостоятельность …», «Формировать отношение…»
|
Плюс: обучение на уровне обобщенных целей.
Минус: обучение на уровне целей конкретного урока, темы (необходимо уточнение, указание результатов)
|
5
|
Постановка целей через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся.
|
«Знает конкретные факты, правила, понятия…», «Понимает …и интерпретирует …», «Умеет выполнять …», «Применяет правило для…».
|
Плюс: наиболее инструментальный способ постановки целей, позволяющий определить эталон усвоения.
|