Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 20.05.2024, 01:43
Сайт учителя музыки Храмцовой Ирины Анатольевны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Включить версию для слабовидящих
Главная » Статьи » Мои статьи

Портфолио школьника одна из форм оценки результатов образования.

        В настоящее время с особой остротой встает вопрос о пересмотре технологии оценивания деятельности учащихся.

Выделяются две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки:

А) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной системы) обучения;

Б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе: в младших классах – без оценок; в старших - портфолио.

   Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственно учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больший вес придается самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

Формой такого наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание является портфолио.

     Ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности.

        Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: учебные, творческие, коммуникативные и т.д. Портфолио предполагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач.

      Для прогрессирования в течение учебного года учащиеся и преподаватель могут работать вместе, чтобы идентифицировать особенно существенные или важные вещи и процессы, которые будут задействованы в портфолио. Рубрики, правила, и ключевые положения могут быть разработаны для разнообразия компонентов портфолио. В конечном итоге некоторые устные обсуждения могут быть включены как частичное оценивание. Этот компонент должен включать учителя, учащегося для обдуманного изучения компонентов портфолио.

      Самая трудная задача для детей – это представить, то есть сделать видимым свой собственный путь учения. Проблемным становится сам процесс работы над папкой: обдумывание темы, организация работы, оценка того, насколько успешной была стратегия ученика и т.д. Здесь становится ясной разница между «папкой достижений» и простым собиранием работ.

         Портфолио помогает:

         • Выявить и поддержать детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности;

         • Оказать помощь ребенку в овладении способами исследовательской деятельности.

        Можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников.

     В законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных достижений. Базовым уровнем системы оценки качества образования выступает оценка обучающегося через оценку его индивидуальных образовательных достижений.

       Проблема оценки является актуальной, так как это связано с тем, что педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности, всесторонности и др. Преподаватели по-разному смотрят на само значение отметки.

     В педагогике оценка действует постоянно. Формы оценки деятельности ученика многообразны: от словесных обозначений, отметок 5-ти – бальной системы (и более широким шкалам) до показателей и коэффициентов по тестам. Оценка – это мера, которая показывает соотношение знаний ученика с нормами, установленными обществом для определения различных этапов освоения культуры. И, конечно же, оценка знаний учащихся важна и необходима. В свете модернизации российского образования нельзя не обратить внимание на те проблемы, которые связаны с оценкой деятельности учащихся, особенно в тех случаях, когда оценка не стимулирует, а наоборот, тормозит процесс развития ребенка.

         С неполным использованием оценочной шкалы связаны следующие ошибки:

       1.      Строгость в оценке – проявляется в тенденции выставить ученику оценку ниже, чем он заслуживает или чем бы его оценили другие преподаватели.

        Причины этого:

А) завышенные требования, стремление заставить учащихся работать на пределе;

Б) боязнь ответственности за то, что учащиеся в другом месте, у другого учителя может показать более низкие результаты.

        2.   Мягкость в оценке – обнаруживается в тенденции выставлять оценку выше, чем заслуживает ученик.

         Причины:

А) сохранение хороших отношений с учеником;

Б) чувство неуверенности в своем профессионализме;

В) желание представить положение дел в школе благополучнее;

Г) благосклонное отношение к людям.

       3.     Усреднение оценки (центризм) – заключается в тенденции выставлять каждому ученику оценку в середине диапазона, избегая крайних значений.

        Причины:

А) нежелание обидеть ученика;

Б) желание казаться великодушным;

В) недостаток информации о деятельности учащегося.

     4.  Эффект «ореола» – оценивание учащегося на одинаковом уровне по всем предметам (отличник или двоечник). Оценивание происходит на основе личностных качеств, следовательно, общительные люди имеют высокие оценки, чем заслуживают.

     5.     Эффект недавности (свежести) – оценка на основе недавних событий. Учащийся блестяще подготовил и представил сообщение по предмету, учитель под впечатлением от этой работы дает такую же оценку и последующим его ответам, а не на основе результатов за весь оцениваемый период. Возникает из-за того, что при восприятии людьми друг друга наиболее значимой по отношению к знакомому человеку оказывается последняя, более новая информация. Негативным последствием этого эффекта служит невозможность выявлять тенденции в деятельности учащегося за весь период с момента последней оценки.

        6.     Эффект контраста – состоит в том, что происходит влияние на оценку теми, кто был оценен перед оцениваемым в данный момент учеником, то есть применяется так называемый гибкий стандарт. Появляется из-за сравнения качеств оцениваемого не со стандартом, а с ранее оцениваемым учащимся. В результате при оценивании используется «гибкий» стандарт, поэтому занижается оценка ученику, который оценивается после оцененного высоко учащегося.

      7.     Атрибуция – использование в качестве результатов деятельности характеристик личности, как положительных, так и отрицательных. Наша оценка субъективна, и кто-то нам приятен, а кто-то нет. Причинами возникновения ошибки атрибуции служит, с одной стороны, придание чрезмерного значения личностным характеристикам, приписываемым ученикам учителем, с другой – отсутствие необходимой для объективной оценки информации о деятельности ученика.

        Здесь перечислены основные, но, к сожалению, не все существующие ошибки оценивания, поэтому вновь возникает необходимость изменить сам подход к оцениванию ученика, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть ученик, его деятельность, стремления, что требует нового подхода – обучения учащихся самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить учительские оценки содержательной самооценкой учащихся.

   Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственно учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больший вес придается самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность.

   Формой такого наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание является портфолио. Ученик выступает как активный участник процесса оценивания, а само оценивание направлено на отслеживание прогресса в обучении по результатам, приложенным усилиям, материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности. Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, коммуникативные и т.д.

    В работе над созданием портфолио очень важным элементом является взаимодействие учителя и ученика, при котором определяются цели работы и вырабатываются критерии оценки. Важно, что эти цели и критерии определяются в договорном режиме. Ученик получает возможность показать способности в разных областях более или менее самостоятельно. Решающим здесь является самоопределение. Оценивается не только достижение, но и пройденный учеником путь обучения, путь к результату, который помимо самих продуктов – собственно результатов обучения, - он представляет учителям, друзьям, родителям, гостям, И то, как школьник работал для достижения этих результатов, какую оценку дает тому, что ему удалось, что не удалось, говорит о его ближайших учебных планах, интересах, целях.

     Самое главное – ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку, или портфель. Тем самым от него требуется самооценка.

     Как только портфолио организован, преподаватель может оценивать достижения ребенка. Существующая оценка должна указать развитие ребенка по отношению к имеющимся стандартам, которые соотносятся с учебным планом преподавателя и соответствующими прогнозами развития. Портфолио как предполагается, не используются для сравнения детей между собой. Они являются документацией, говорящей о конкретном индивидуальном развитии за определенный отрезок времени. Заключения преподавателя о достижениях ребенка, его способностях, силах слабостях и потребностях должны быть основаны на полном диапазоне развития этого ребенка, основываясь на данных портфолио и на знании преподавателем учебного плана и стадий развития.

   Использование портфолио с целью оценивания детей обеспечивает преподавателей выстроенной системой планирования родительских отношений. Беря портфолио в качестве основы для разговора, преподаватель и родители могут рассматривать конкретные примеры работы ребенка более успешно, чем абстрактно обсуждая его развитие. Соответствующая оценка детей должна включать непосредственно самих детей, родителей и преподавателей. Метод портфолио обеспечивает дифференцированный подход к принятию решений, который повлияет на отношение детей к работе и школе в целом. Портфолио предполагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач. Они могут фиксировать как конечные результаты, так и продолжающееся развитие мышления учащихся при занятости в подобных мероприятиях.

      Для прогрессирования в течение учебного года учащиеся и преподаватель могут работать вместе, чтобы идентифицировать особенно существенные или важные вещи и процессы, которые будут задействованы в портфолио.

     Самая трудная задача для детей – это представить, то есть сделать видимым свой собственный путь учения. Проблемным становится сам процесс работы над папкой: обдумывание темы, организация работы, оценка того, насколько успешной была стратегия ученика и т.д. Здесь становится ясной разница между «папкой достижений» и простым собиранием работ. Все дело в интерпретации: я рассматриваю свое собственное учение, для того, чтобы выявить, как я учусь.

        Портфолио помогает:

Выявить и поддержать детей, проявляющих интерес к исследовательской деятельности;

Оказать помощь ребенку в овладении способами исследовательской деятельности.

Структура       портфолио

Жестких требований к форме и содержанию портфолио на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы портфолио не назывался «Мои достижения" и чтобы не выводился на передний план раздел, документально подтверждающий эти достижения.

В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.

Другими словами, раздел "Творческие работы" должен стать основным и главным, раздел "Официальные документы" должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения. Это должна быть специально организованная папка, в которой будут помещены работы ребёнка, с помощью которых можно будет увидеть успешность ребёнка как ученика, выполнить оценку и самооценку результатов его деятельности, увидеть развитие и расширение его интересов и увлечений. Эта папка должна стать папкой роста, развития, успеха для каждого обучающегося.

В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

Работа с портфолио способствует формированию у учащихся универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников. Проследим, как эта работа отражается в структуре портфолио.самостоятельность школьников.

Категория: Мои статьи | Добавил: нерчанка (25.09.2015)
Просмотров: 701 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Вход на сайт
Поиск
Учительский портал
//irina1978.ucoz.ru/newban1.jpg
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Сертификат на никнейм irina963, зарегистрирован на Храмцову Ирину Анатольевну
    Ник-нейм.Ру