Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.
УУД подразделяются на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
На уроках музыки в начальной школе также происходит формирование УУД.
2 класс в разделе «О чем говорит музыка» как основы формирования УУД.
1.Восприятие музыки, размышление о ней
Музыкальное произведение «Новая кукла» П.И.Чайковский
Личностные УУД
1.Осознание жизненного смысла музыкального образа – музыка может выражать чувства человека, показывать его переживания, в данном случае, радость от приобретения новой игрушки, сбывшиеся мечты, предвкушение увлекательной игры.
2.Осознание деятельности композитора – П.И.Чайковский –композитор, писавший музыку для взрослых и детей. «Новая кукла» - пьеса из «Детского альбома».
Регулятивные УУД
1.Совместное с учителем составление плана к знакомству с произведением П.И.Чайковского «Новая кукла»
Познавательные УУД
1.Выделение информации, направленной на освоение музыкального языка – с помощью чего (средства музыкальной выразительности) П.И.Чайковскому удалось передать чувства девочки.
2.Преобразование информации из одной формы в другую – Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили героиню этого музыкального произведения.
3.Опишите свою картину-умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме.
Коммуникативные УУД
1.Составление коллективного рассказа «Новая кукла» по подгруппам - умение договариваться друг с другом.
Информационные УУД
1.Домашнее задание: поиск информации по теме «Музыка П.И.Чайковского для детей».
2.Пение (хоровое)
Музыкальное произведение «Если с другом вышел в путь» М.Танич, В.Шаинский
Личностные УУД
1.Ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события с этическими принципами) – беседа по содержанию на тему «Согласен ли я с авторами песни? Почему?»
2.Жизненное самоопределение – Можно ли эту песню отнести к вам? Докажите.
Регулятивные УУД
1.Целеполагание - с какой целью мы будем разучивать эту песню? (для совершенствования исполнительских умений, чтобы выступить с ней перед зрителями на школьном концерте, можно исполнить ее в Доме ветеранов или детском доме).
2.Планирование - Как можно исполнить эту песню, чтобы лучше донести её содержание до слушателей? (с солистом, по подгруппам, с элементами драматизации).
3.Коррекция – внесение необходимых изменений в ходе выполнения предыдущего задания.
Познавательные УУД
1.Самостоятельное формулирование цели пения - Как вы думаете, почему для исполнения на уроке музыки или на концерте можно выбрать эту песню?
2.Моделирование – составление схемы песни по частям.
3.Анализ с целью выделения существенных признаков – составить опорную схему – рисунок для отражения содержания запевов и припева.
4.Подведение под понятие – в каком ладу написана эта песня и почему?
Коммуникативные УУД
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – выбор солистов, распределение ролей для драматизации, придумывание действий героям драматизации, согласование времени дополнительных репетиций.
2. Разрешение конфликтов в процессе распределения ролей.
3.Умение полно и точно выражать свои мысли.
Информационные УУД
1.Поиск в Интернете и других источниках фонограммы песни, примерных костюмов для героев драматизации.
3.Импровизации (двигательные импровизации)
Музыкальное произведение «Королевский марш льва» К.Сен-Санс
Личностные УУД
1.Смыслообразование – с помощью музыки можно перевоплотиться и передать её характер и содержание в движении, можно играть в музыкальные загадки-пантомимы.
2.Усвоение социальных функций музыки – музыка дает возможность для проявления фантазии и творчества.
Регулятивные УУД
1.Планирование (составление последовательности действий для получения конечного результата) – что нам необходимо для создания двигательного образа (знать музыку, соотнести ее изобразительность с выразительностью, знать повадки льва, уметь изображать их в движении, соотнося с музыкой).
2.Контроль и оценка готовых музыкально-двигательных импровизаций учащимися-зрителями.
3.Коррекция – внесение необходимых изменений в ходе выполнения творческого задания.
Познавательные УУД
1.Поиск и выделение необходимой информации – почему К.Сен-Санс написал это произведение.
2.Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в двигательную.
3.Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений – объясни, каким ты изобразил своего льва и почему.
Коммуникативные УУД
1.Умение корректно давать оценку творчеству своих товарищей, уважать их мнение.
2.Умение полно и точно выражать свои мысли.
Информационные УУД
1.Создание презентаций по теме урока
Надеюсь, представленный материал поможет педагогам-музыкантам в их творческой работе.
Литература:
1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Москва «Просвещение» 2008.
2. ФГОС в начальной школе http://www.svetlogorsk-edu.ru/main/kidschool/fgos.php
|