Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 20.05.2024, 02:27
Сайт учителя музыки Храмцовой Ирины Анатольевны
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Включить версию для слабовидящих
Главная » Статьи » Мои статьи

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

     Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, то есть умения учиться, включая организацию этого процесса.

      УУД подразделяются на личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия обеспе­чивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выде­лить нравственный аспект поведения) и ориентацию в соци­альных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные универсальные учебные действия обес­печивают обучающимся организацию своей учебной деятель­ности.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а так­же постановку и решение проблемы.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают  социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; уме­ние слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

     На уроках музыки в начальной школе также происходит формирование УУД.

2 класс в разделе «О чем говорит музыка» как основы формирования УУД.

1.Восприятие музыки, размышление о ней

Музыкальное произведение «Новая кукла» П.И.Чайковский

Личностные УУД

1.Осознание жизненного смысла музыкального образа – музыка может выражать чувства человека, показывать его переживания, в данном случае, радость от приобретения новой игрушки, сбывшиеся мечты, предвкушение увлекательной игры.

2.Осознание деятельности композитора – П.И.Чайковский –композитор, писавший музыку для взрослых и детей. «Новая кукла» - пьеса из «Детского альбома».

Регулятивные УУД

1.Совместное с учителем составление плана  к знакомству с произведением П.И.Чайковского «Новая кукла»

Познавательные УУД

1.Выделение информации, направленной на освоение музыкального языка – с помощью чего (средства музыкальной выразительности) П.И.Чайковскому удалось передать чувства девочки.

2.Преобразование информации из одной формы в другую – Если бы вы были художниками, как бы вы изобразили героиню этого музыкального произведения.

3.Опишите свою картину-умение осознанно строить речевые высказывания в устной форме.

Коммуникативные УУД

1.Составление коллективного рассказа «Новая кукла» по подгруппам - умение договариваться друг с другом.

Информационные УУД

1.Домашнее задание: поиск информации по теме «Музыка П.И.Чайковского для детей».

2.Пение (хоровое)

Музыкальное произведение «Если с другом вышел в путь» М.Танич, В.Шаинский

Личностные УУД

1.Ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события с этическими принципами) – беседа по содержанию на тему «Согласен ли я с авторами песни? Почему?»

2.Жизненное самоопределение – Можно ли эту песню отнести к вам? Докажите.

Регулятивные УУД

1.Целеполагание - с какой целью мы будем разучивать эту песню? (для совершенствования исполнительских умений, чтобы выступить с ней перед зрителями на школьном концерте, можно исполнить ее в Доме ветеранов или детском доме).

2.Планирование - Как можно исполнить эту песню, чтобы лучше донести её содержание до слушателей? (с солистом, по подгруппам, с элементами драматизации).

3.Коррекция – внесение необходимых изменений в ходе выполнения предыдущего задания.

Познавательные УУД

1.Самостоятельное формулирование цели пения -  Как вы думаете, почему для исполнения на уроке музыки или на концерте можно выбрать эту песню?

2.Моделирование – составление схемы песни по частям.

3.Анализ с целью выделения существенных признаков – составить опорную схему – рисунок для отражения содержания запевов и припева.

4.Подведение под понятие – в каком ладу написана эта песня и почему?

Коммуникативные УУД

1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – выбор солистов, распределение ролей для драматизации, придумывание действий героям драматизации, согласование времени дополнительных репетиций.

2. Разрешение конфликтов в процессе распределения ролей.

3.Умение полно и точно выражать свои мысли.

Информационные УУД

1.Поиск в Интернете и других источниках фонограммы песни, примерных костюмов для героев драматизации.

3.Импровизации (двигательные импровизации)

Музыкальное произведение «Королевский марш льва» К.Сен-Санс           

Личностные УУД

1.Смыслообразование – с помощью музыки  можно перевоплотиться и передать её характер и содержание в движении, можно играть в музыкальные загадки-пантомимы.

2.Усвоение социальных функций музыки – музыка дает возможность для проявления фантазии и творчества.

Регулятивные УУД

1.Планирование  (составление последовательности действий для получения конечного результата) – что нам необходимо для создания двигательного образа (знать музыку, соотнести ее изобразительность с выразительностью, знать повадки льва, уметь изображать их в движении, соотнося с музыкой).

2.Контроль и оценка готовых музыкально-двигательных импровизаций учащимися-зрителями.

3.Коррекция – внесение необходимых изменений в ходе выполнения творческого задания.

Познавательные УУД

1.Поиск и выделение необходимой информации – почему К.Сен-Санс написал это произведение.

2.Моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в двигательную.

3.Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений – объясни, каким ты изобразил своего льва и почему.

Коммуникативные УУД

1.Умение корректно давать оценку творчеству своих товарищей, уважать их мнение.

2.Умение полно и точно выражать свои мысли.

Информационные УУД

1.Создание презентаций по теме урока

  • «О зоологической фантазии К.Сен-Санса»;

  • «Музыка К.Сен-Санса в движении».

Надеюсь, представленный материал поможет педагогам-музыкантам в их творческой работе.

Литература:

1.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Москва «Просвещение» 2008.

 2.   ФГОС в начальной школе http://www.svetlogorsk-edu.ru/main/kidschool/fgos.php

Категория: Мои статьи | Добавил: нерчанка (31.10.2015)
Просмотров: 1775 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [3]
Вход на сайт
Поиск
Учительский портал
//irina1978.ucoz.ru/newban1.jpg
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz
    Сертификат на никнейм irina963, зарегистрирован на Храмцову Ирину Анатольевну
    Ник-нейм.Ру